Что происходит в украинском православии

30 апреля 2009 11:49

Сначала три недавние короткие новости.

1. 23.4.09. “Президент Украины Виктор Ющенко наградил орденом князя Ярослава Мудрого V степени митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря (Ростислава Филипповича Швеца), управляющего Симферопольской и Крымской епархией Украинской православной церкви, “за многолетнюю плодотворную духовно-просветительскую деятельность, весомый личный вклад в сохранение и укрепление межконфессионального мира, утверждение идеалов духовности и милосердия”.

2. 29.4.09. “Перед встречей с Путиным Тимошенко решила навестить Патриарха. Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко находится в Москве с рабочим визитом. В ходе визита в российскую столицу утром в Свято-Даниловском монастыре глава правительства встретится с Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом, после чего проведет часовую встречу в узком кругу с премьер-министром РФ Владимиром Путиным.

...Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл сегодня в ходе встречи с премьер-министром Украины Юлией Тимошенко заявил, что готов делать все от него зависящее для развития украинско-российских отношений. Он подчеркнул, что в России Киев считают духовным центром русского православия. «Для Русской православной церкви это наш Константинополь… Я готов от себя делать все зависящее, чтобы развивались отношения между Россией и Украиной», – сказал патриарх Кирилл. В свою очередь, Ю. Тимошенко выразила согласие с позицией патриарха, а также удовлетворение тем, что в июле он намерен совершить первый заграничный визит именно в Украину. По словам Ю. Тимошенко, она постарается сделать так, чтобы в ходе этого визита патриарх чувствовал себя комфортно”.

3. 14.4.09. “Губернатор Арсен Аваков передал Владыке Онуфрию распоряжение Харьковской облгосадминистрации о передаче здания Успенского собора Управлению епархии Украинской православной церкви. Арсен Аваков так же выразил надежду, что сегодняшнее событие поспособствует дальнейшей многогранной плодотворной деятельности Харьковской епархии, гармонизации взаимоотношений Церкви и государства, утверждению демократических форм сотрудничества на благо украинского народа и Украины! В свою очередь Владыка Онуфрий от имени Митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима поблагодарил Арсена Авакова за решение многолетнего вопроса о возвращении Успенского собора церкви. "Это историческое событие не только для нашей епархии, но и для всей страны!" - подчеркнул Владыка Онуфрий”.

Поскольку при Президенте Ющенко хоть какая-то осмысленная государственная политика Украины в информационной сфере полностью отсутствует, то большинству даже “продвинутых” граждан и невдомек, откуда вдруг такая любовь ведущих “оранжевых” политиков к Украинской православной церкви Московского патриархата. Для них это выглядит как еще одно отступление от идеалов Майдана, сдача национальных интересов Украины в угоду всесильных российских спецслужб. А между тем будущие историки, я уверен, назовут церковную политику Президента Ющенко одним из из самых выдающихся успехов его президентства. - Впрочем, успехом, о котором украинский народ пока так и не узнал...

Итак, поговорим об украинском православии. О той его части, которая именует себя не иначе как “канонической”. Не сочтите это за насмешку и иронию. У всемирного православия, или же восточной христианской церкви действительно есть свои строгие каноны, т. е. внутренние законы, по которым церковь живет как человеческая организация. Часть этих канонов содержится еще в евангелиях и в посланиях апостолов из Нового Завета. Часть — постановления Вселенских соборов христианской церкви (православные признают 7 таких соборов; последующие соборы собирали уже одни римские папы). Часть же православных церковных канонов сложилась в ходе последующего развития автокефальных (самостоятельных) православных церквей во главе с патриархами: Константинопольским, Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским, а позднее также Грузинским, Болгарским, Сербским, Московским, Румынским... Тут многоточие не случайно: все православные церкви по идее находятся “в общении” друг с другом, но, скажем, Американскую автокефальную православную церковь Московский патриархат признает, а Константинопольский — нет. Не признают не только Украинскую православную церковь Киевского патриархата (имеющую миллионы приверженцев), но и Македонскую, а в Элладской (Греческой) церкви раскол продолжается уже несколько десятилетий: там помимо основной церкви существует еще до десятка (!) “истинно-православных”. В то же время все признают, скажем, автокефалию Албанской православной церкви, хотя при коммунистах в Албании не было вообще ни одной действующей церкви.

При этом почти каждый раз создание новой автокефальной церкви, мягко говоря, не приветствовалось той церковью, от которой она отделялась. Московская церковь провозгласила автокефалию еще в 1448 году, но собственного патриарха избрала лишь в 1589 году, и то его утвердил приехавший тогда в Москву антиохийский патриарх Иеремия под страхом немедленного утопления (!!). А когда его выпустили из Московии, немедленно взял свои слова назад. В 1860 году была провозглашена автокефалия Болгарской православной церкви, которую Константинопольский патриарх признал только в 1945 году. И так далее.

Но относительно каноничности Московского патриархата дело еще и в том, что сам этот патриархат существовал, мягко говоря, с перерывами. В современной России очень не любят вспоминать, что в 1721 году Петр І издал Манифест о создании Духовной коллегии, которым он преобразовал Русскую православную церковь по образцу немецких лютеранских церквей, где главой церкви считался светский правитель государства. Так был создан “Святейший правительствующий Синод” во главе с Обер-прокурором — светским (!!!) чиновником, которого назначал лично царь. Среди этих обер-прокуроров затем попадались и масоны... Но и епископов — членов Синода тоже назначал лично царь.

А уж о “православии” царя Петра І стоит почитать статью на сайте русских старообрядцев: http://www.staropomor.ru/posl.vrem(5)/vseshutejshij.html. Он, в частности, учредил “Сумасброднейший, всешутейший и всепьянейший собор”, где в компании шутов и всяческих уродцев высшая аристократия (обоего пола) и ближайшие сподвижники царя предавались безудержному пьянству и разврату. Причем сами оргии были обставлены как прямая пародия на церковные службы. Например, вместо ладана курили серу (!). В составе собора были «дьяконы», «архидиаконы», «попы», «ризничий», «архиереи», в том числе «митрополиты», а также «диаконисы», «архи-игуменья» и «князь-игуменья» и «монахини» - «монахуйни». Церковное проклятие «анафему», «анафемствовать» заменили словом — «ебиматствовать». У самого Петра I была кличка Пахом-пихайхуй. Никита Зотов именовался как «Всешутейший и всесвятейший патриарх кир-еби Никита Пресбургский , Заяузский, от великих Мытищ и до мудищ». Бутурлин имел блатное прозвище Корчага, а с 1718 года также «князь-папа Ибасса». Кроме того, и в бытность «митрополитом», и став «папой», он прилагал к себе такие имена-клички, как Петрохуй и Петропизд. Особенно интересны “выборы патриарха” этого собора и его «князь игуменьи», каковую все участники собора по такому случаю целовали в «ея лоно подпупное». Активным участником этих оргий был и местоблюститель патриаршьего престола митрополит Феофан Прокопович. А, скажем, император Павел І был избран гроссмейстером Мальтийского католического рыцарского ордена. При последнем царе Николае ІІ в назначение и смещение членов Синода активно вмешивался другой секс-гигант, Гришка Распутин. Такая вот каноничность...

В 1918 году был после более чем двухсотлетнего перерыва состоялся собор Русской православной церкви, который избрал патриархом митрополита Тихона. Но это было время гражданской войны, в которой победили воинствующие атеисты большевики. Они массово расстреливали и священников, и епископов (всего уничтожили примерно 200 тысяч священников), в 1921-22 годах ограбили все православные храмы по всей стране, вывезя оттуда драгоценную церковную утварь, и тогда же поместили Тихона под домашний арест. В 1925 году Тихон умер в возрасте 60 лет, вероятно, был отравлен. В том же году местоблюститель патриаршьего престола митрополит Петр (Полянский) был арестован, далее непрерывно находился в тюрьме и ссылке до 1937 года, когда был расстрелян коммунистами.

Вообще в 1937-39 году большинство священников Русской православной церкви, в том числе и на территории советской Украины было уничтожено, а почти все церкви — закрыты. Так, на всю Харьковскую область осталась всего лишь одна действующая церковь — в Харькове на Лысой горе. А, скажем, в Челябинской области до 1990 года ВООБЩЕ не было действующих православных церквей. Когда я был в армии комсоргом роты, то был потрясен, что свыше двух третей ребят из России было вообще некрещеными. Мы-то, украинцы, были крещеными почти все. Это благодаря немецкой оккупации: открытые при немцах церкви коммунисты затем не решились закрыть. Хотя издевались как могли: например, до 1990 года прямо за оградой Благовещенского собора Панки на реставрации харьковского Покровского собора. 1987г. в Харькове находилась автозаправка, откуда бензин просачивался в подвалы собора... Только колокольню Успенского собора отремонтировали к Олимпиаде-80 в Москве: очень уж издалека ее было видно. Хотя ее и не подумали возвращать церкви, соорудив затем в православном соборе органный зал. Вообще большинство храмов Харькова стояло в руинах до 1990 года. В том числе старейший Покровский собор XVII века. Лишь после того, как в 1987 году мною и моими друзьями было организовано шествие по Сумской нескольких сотен “неформалов”, в частности, хиппи и панков (!) с организацией субботника на реставрации Покровского собора, наши коммунистические власти наконец решились серьезно заняться его государственной реставрацией.

Итак, в 1939 году в СССР осталось в живых лишь четверо (!) православных епископов, среди них сам себя назначивший местоблюстителем патриаршьего престола митрополит Сергий. Позиция которого состояла в безусловном послушании коммунистам (и кураторам-чекистам). Правда, в 1941 году, когда немцы подошли к Москве, перепуганный Сталин приказал облететь Москву самолету с иконой Казанской божьей матери на борту... А в 1943 году дозволил избрать нового патриарха — все того же Сергия. Который еще в 30-е годы часто давал интервью иностранным журналистам, что никаких преследований верующих в СССР не существует... В общем, в советское время при позднем Сталине, Хрущеве и Брежневе ко всем православным епископам были обязательно прикреплены кураторы из КГБ. А за границей священники и епископы-эмигранты создали собственную Русскую православную церковь, не признавая эту, советскую, “ввиду порабощения её безбожной советской властью”. Лишь в 2007 году они снова воссоединились с Московским патриархатом.

Так что в разговорах о каноничности Московского и неканоничности Киевского патриархата есть огромная доля лукавства. Особенно если вести речь именно об Украинской православной церкви во главе с киевскими митрополитами. Посчитаем: с момента крещения Руси в 988 году и до 1686 года, т. е. почти 700 лет вся православная церковь на территории Украины подчинялась Вселенскому патриарху в Константинополе. Кстати, в 1654 году на Переяславской раде киевский митрополит Сильвестр и все высшее духовенство Украины категорически выступили против союза с Россией и отказались присягать московскому царю (о чем наши доморощенные любители “славянского братства” тоже не любят вспоминать). Но в 1686 году не без “помощи” размещенных в Киеве российских войск украинское духовенство таки признало власть московского патриарха. Однако в 1721 году Московский патриархат был официально упразднен и заменен Священным Синодом во главе с Пахомом Пихайхуем (именуемым еще Петром І) и его преемниками, в основном немцами и немками по происхождению. Московский патриархат существовал также в 1917-25 гг. и начиная с 1943 года поныне, причем до 1990 года во всецелой зависимости от официально атеистической коммунистической диктатуры. Но не будем мелочиться. Сложим годы с 1687 по 1720, с 1917 по 1925 и с 1943 по 2008. 33+9+65=107 лет. Итак, за 1012 года своего существования православная церковь в Украине только 107 лет действительно подчинялась Московскому патриархату, причем половину этого времени каноничность самого Московского патриархата вызывала у многих православных (например, у Русской православной церкви заграницей) ну очень большие сомнения.

Очень характерно, с какой формулировкой киевский митрополит Владимир недавно отказался быть кандидатом в московские патриархи: “Искренне благодарю за столь высокую честь, но желаю предстать перед Богом 121-м митрополитом Киевским. Шестнадцатым патриархом Московским и всея Руси пусть будет тот, на кого укажет Бог и ваш выбор”. Это заявление можно, конечно, воспринять как выражение христианского смирения. Но есть в нем очень чувствительный оттенок для тех, кто в контексте православной ментальности. Важнейшая основа деятельности Церкви — сохранение неизменной Традиции. И если указано, что киевских митрополитов было УЖЕ 121, а московских патриархов — ТОЛЬКО 15, то такое сравнение вовсе не в пользу московских патриархов. Это намек в том смысле, что негоже столичному министру баллотироваться на пост головы села Богопочесуевки. Сравните в начале статьи заявление нового московского патриарха Кирилла: “Киев для нас как Константинополь”.

Кстати, единство украинского и российского православия и при Священном Синоде было не таким уж полным. Достаточно напомнить, что в Украине и России всегда по-разному проводился обряд крещения: в Украине обливанием, а в России погружением в воду. Или еще поразительный факт: Как известно, перед Полтавской битвой Пахом Пихайхуй объявил об отлучении от православной церкви гетмана Мазепы за такое “страшное” преступление против православной веры, как желение разорвать договор с Пихайхуем (который тот сам давно не выполнял). И затем во всех церквях Российской империи его проклинали в компании с Иудой и царем Иродом. Но вот в старейшем монастыре Украины Киево-Печерской лавре и при царях, и при большевиках всегда молились о гетмане Иване Мазепе “как о строителе и благоукрасителе святыя обители сия”. Это ярко показывает всю “каноничность” церковной анафемы Мазепе в ее московском исполнении.

Я совершенно не собираюсь тут восхвалять киевского патриарха Филарета. Но в отношении канонических вопросов он безусловно прав, по крайней мере, в двух отношениях. Во-первых, действительно независимая страна с большинством православного населения всегда имеет свою отдельную (“поместную”) православную церковь. Отрицают право Украины на собственную независимую поместную церковь ТОЛЬКО те, кто отрицает право самой Украины на государственную независимость от России. Найдите хотя бы одного украинского православного, который был бы в одно и то же время категорически против автокефалии Украинской православной церкви и категорически против “возрождения союза Украины и России”.

Во-вторых, если говорить о том, какая из двух основных конкурирующих в Украине православных конфессий более придерживается православных канонов, то крайне показательно письмо патриарха Киевского и всея Руси-Украины Филарета к патриарху Московскому Кириллу от 8.3.2009 г.: http://www.uaorthodox.info/ua/catalog/Publikatsiyi/Zayavi_i_zvernennya/List_patriarhu_Kirilu.html. Там речь идет о том, что в Украинской православной церкви (Московского патриархата) всех, кто перешел к ним из УПЦ (КП) заставляют заново креститься. С точки зрения канонического православия это — вообще полный “беспредел” и нарушение ключевого положения основного символа христианской веры: “Верую во единое крещение”. Дело в том, что даже католиков (т. е. с точки зрения православия — еретиков) при принятии ими православия НЕ перекрещивают заново, т. е. и католическое крещение признается именно как крещение. А тут ровно такую же по догматам православную церковь во главе с канонически рукоположенными епископами приравнивают к каким-нибудь бывшим людоедам мумбо-юмбо!

Что еще крайне негативно влияло на имидж Украинской православной церкви (Московского патриархата) — это те, кто выступал ее самыми активными защитниками. В таких защитниках ходили преимущественно ярые русские шовинисты, такие как полусумасшедшая Наталья Витренко. Особенно “отличился” тут т. н. “Союз православных граждан Украины” во главе с неким Кауровым и их сайт “Единое Отечество”. В последний раз вся эта бредовая публика проявила себя в полное “красе” в 2004 г. во время агитации за Виктора Януковича и последующих попыток разжечь сепаратистское движение на востоке и юге Украины. Особое покровительство им оказывал одесский митрополит Агафангел. Но и само духовенство (тот же Агафангел) весьма активно вмешивалось в политику, даже входили в 2006 г. в избирательные списки от той же Партии регионов (и даже от Витренко).

Но вот Президентом был избран Виктор Ющенко. Однако он вместо какой-либо вражды и мести занял сугубо христианскую позицию понимания и прощения. Не смейтесь: если во многих других случаях эта позиция нашего Президента вызывает иронию и отвращение (вроде награждения Кивалова и Колесникова), то в отношении Украинской православной церкви это дало блестящие плоды. Ему удалось снять остроту противостояния между православными конфессиями Украины. И тут в полную силу заработали внутренние факторы в УПЦ (МП). Таких факторов как минимум три.

Во-первых, откровенно пророссийские симпатии “политических православных” УПЦ (МП) начали серьезно отталкивать от нее верующих, в частности, в Центральной и Западной Украине (да и на Юге и Востоке — ведь и здесь “оранжевое” меньшинство очень значительно). Резко усилились голоса тех в УПЦ (МП), кто считает, что церковь должна заниматься своим делом, а не политическими дрязгами, да еще и в компании полусумасшедших маргиналов. По данным соцопросов у Московского патриархата оказалось меньше приверженцев, чем у Киевского, притом, что реально приходов почти втрое больше: примерно 11 тысяч общин и 143 монастыря против 4,5 тысяч общин и 48 монастырей.

Во-вторых, это фактор кадровый. Дело в том, что при советской власти в духовную семинарию в основном принимали только выходцев с Западной Украины, и среди младшего поколения епископов таких большинство. Многие епископы УПЦ (МП) и сами не так чтобы сильно любят Россию. Так что полная украинизация всего высшего духовенства УПЦ (МП) — вопрос недолгого времени.

Третий фактор довольно забавен: “ультраправославные” ультрароссийские радикалы стали серьезно “напрягать” как раз наиболее пророссийскую часть епископата, и в первую очередь того же одесского Агафангела. Вот сообщение из сайта “Благовест” за 24.11.09: “Сподвижник бывшего епископа Чукотского Диомида, заштатный епископ Украинской Православной Церкви Ипполит (Хилько) покаялся перед собранием ее епископов. Как сообщил один из участников расширенного заседания Синода УПЦ, прошедшего в Киеве в минувшие выходные, «епископ Ипполит истово каялся, бил земные поклоны, обещал предать анафеме всю свою прошлую деятельность по поддержке диомидовских раскольников и отменить свои благословения последователям царебожия, противникам штрих-кодов, паспортов, активной миссии, а также клеветникам священноначалия Русской Православной Церкви». Епископ Ипполит (Хилько) совместно с бывшим епископом Диомидом осуществлял систематические клеветнические нападки на священноначалие Московского патриархата, обвиняя его в ереси и вероотступничестве, пропагандировал асоциальный образ жизни - отказ от гражданских паспортов и налогового учета. Епископ Ипполит поддерживал запрещенную Синодом газету «Дух христианина», организовал и направлял деятельность таких одиозных организаций, как «Православная общественность Одессы» и союз «Новороссия», которые занимались хулиганской антицерковной деятельностью, выражавшейся в срыве лекций епархиального отдела катехизации, а также клеветой на Московский патриархат и лояльные ему общественные организации, такие как «Единое Отечество». Руководители этих организаций были отлучены от причастия митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом, убежденным противником автокефалии УПЦ. Несмотря на это, украинские последователи бывшего епископа Диомида продолжают утверждать, что епископ Ипполит был почислен за штат в декабре 2007 года якобы за «верность единству Русской Церкви». В общем, пророссийская публика перегрызлась между собой не на шутку. Так держать!

Кроме того, мощным фактором давления стал диалог со вселенским патриархом в Константинополе Варфоломеем. Во время официальной встречи делегации Вселенского патриархата с Президентом Украины Виктором Ющенко 24 марта 2005 года председатель делегации архиепископ Скопельский Всеволод (Майданский) передал послание Киевскому патриархату: «Церковь-мать, Константинопольский Патриархат, считает, что её дочь — Московский Патриархат — имеет ту каноническую территорию, которая существовала у той Церкви к 1686 году. Подчинение Киевской Митрополии Московской Церкви было осуществлено Патриархом Дионисием без согласия и утверждения Святым и Священим Синодом Большой Церкви Христовой». Это — серьезное заявление, и что-то подобное Варфоломей повторил во время своего визита в Киев в 2008 году. Активизация Вселенского патриархата в преодолении раскола в украинском православии — это прежде всего заслуга украинских политиков.

Но главное событие, можно сказать, исторический переворот в статусе Украинской православной церкви (Московского патриархата) произошел в декабре 2007 года. В это время на Поместном соборе УКЦ (МП) были приняты важнейшие решения, в корне изменившие облик этой организации, можно сказать, внутренний переворот. Но переворот сугубо МИРНЫЙ, не вызвавший каких-либо новых расколов — тут нужно сказать “браво!” митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру (Сабодану). Во-первых, священникам запретили принимать участие в политических партиях и выборах. Во-вторых, призвали к покаянию и прекращению политической агитации Союз православных граждан Украины во главе с Кауровым (т. е. то самое “Единое Отечество”, которое ведущие епископы УПЦ (МП) теперь называют не иначе как “ЕдиОты”. Эти деятели некоторое время покочевряжились, но затем таки покаялись. Т. е. УПЦ (МП) прямо и открыто порвала с русским шовинизмом.

Самое главное событие — утверждение 21 декабря 2007 года нового варианта Устава Украинской православной церкви. Формально этот вариант не так уж сильно отличается от предыдущего варианта. Но в него внесены такие поправки, которые превращают УПЦ (МП) в фактически “почти” автокефальную, минимум полностью автономную православную церковь. Об этом с крайней печалью поведали на том же сайте “Единое Отечество” : http://www.otechestvo.org.ua/main/20082/1404.htm. Интересно, что официальный текст этого Устава дан ТОЛЬКО на украинском языке. Если очень коротко изложить суть всех этих изменений, то о московском патриархе есть только одно упоминание: он благословляет избранного украинскими епископами предстоятеля Украинской православной церкви. Абсолютно все прочие вопросы жизни Украинской православной церкви она решает самостоятельно. Более того, Украинская православная церковь отныне будет самостоятельно поддерживать и все “межправославные, межхристианские и межрелигиозные связи”, в частности, будет создавать собственные приходы для украинской диаспоры (и уже начала). Что очень важно для внутрицерковной жизни: УПЦ (МП) отныне самостоятельно решает, кого из святых канонизировать, и имеет полностью независимый церковный суд. Да и Устав свой она принимает и утверждает полностью самостоятельно. Характерно, что закреплены титулы киевского митрополита “Блаженнейший” и “Господин и Отец”. Иначе говоря, в УПЦ (МП) “У” стало гораздо больше, а “МП” почти совсем не осталось.

Во время выборов нового Московского патриарха был без всякого шума утвержден новый вариант Устава Русской православной церкви, в котором об УПЦ (МП) сказано так: “Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. В своей жизни и деятельности она руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси”. Т. е. был молчаливо признан этот новый Устав Украинской православной церкви. Характерно, что УПЦ Киевского патриархата сейчас заявило о своей готовности влиться в состав церкви Сабодана, если та добьется автокефалии. Впервые между церквями начались некие предварительные официальные консультации. Хотя, конечно, там впереди будет еще много трудностей.

Надеюсь, из вышеизложенного стало понятно, что потепление отношений между политиками “оранжевого” лагеря и православной церковью — это результат прежде всего оздоровления внутренней ситуации в крупнейшей религиозной конфессии Украины.


Полная версия
© 2007-2025 Главное в Украине