Мнение: второй оборонный фронт Украины

4 октября 2016 12:03

После развала СССР в Украине остался мощный оборонный комплекс. По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира, она входит в 10-ку крупнейших экспортеров вооружения. При этом украинская армия уже третий год имеет проблемы с вооружением, боеприпасами и военным снаряжением, государство просит летальное оружие у стран Запада, а волонтеры своими силами закрывают часть нужд военных.

Проблемы с украинской оборонкой можно понять. Они являются продолжением ситуации, которая складывалась до начала российской агрессии и в украинской армии, и которые до сих пор не удалось окончательно преодолеть. Пока армия крепнет, военная промышленность тоже постепенно набирает обороты, однако эти темпы не соответствуют темпам воюющей страны, а потенциал оборонительного комплекса Украины все еще используется далеко не полностью.

Монстр украинского ОПК

Главным локомотивом оборонной промышленности является Государственный концерн «Укроборонпром», который собрал под своим зонтиком весь государственный оборонный комплекс, выживший после развала СССР.

При этом «Укроборонпром» является детищем правительства Николая Азарова, которое «с целью повышения эффективности функционирования государственных предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность в сфере разработки, изготовления, реализации, ремонта, модернизации и утилизации вооружения, военной и специальной техники и боеприпасов» объединило в концерн сразу 128 предприятий, конструкторских бюро и институтов.

Как показала дальнейшая история, соратники президента Виктора Януковича собрали в одной вертикально интегрированной структуре всю оборонку, чтобы контролировать финансовые потоки и распродавать армейское имущество. Однако после бегства «папередников» и начала российской агрессии постреволюционное правительство только расширило количество предприятий, подчиненных «Укроборонпрому», в структуре которого уже числится 134 предприятия, в том числе самостоятельный и самодостаточный до недавнего времени «Антонов».

Стоит отметить, что в структуре Концерна есть и чисто формальные подразделения. Например, за ним по-прежнему числятся «Луганский патрон», «Донецкий завод химических изделий» и другие предприятия, находящиеся на временно подконтрольной боевикам территории, в том числе 13 производств, расположенных на территории аннексированного Россией Крыма.

В 2015 году «Укроборонпром» презентовал свою новую стратегию развития "Украинский щит", которая предусматривает переход на высокотехнологичное производство, международные стандарты НАТО и оснащение армии современными образцами вооружения. Кроме того, «Укроборонпром» получил задачу от президента Украины войти в 5-ку лучших военных экспортеров мира.

Если рассуждать логически, предприятие имеет ряд козырей на руках. Как воюющая страна, Украина имеет возможность и даже необходимость в апробировании продукции своей оборонки в условиях военных действий. В мире знают, что украинская армия смогла противостоять российской агрессии, что можно использовать в качестве пиара для украинских вооружений. Основным конкурентом Украины на рынке вооружений является Россия, которая оказалась отрезанной от западных технологий и военной кооперации, что с каждым днем делает ее продукцию все более неконкурентоспособной. Украина, напротив, имеет все шансы и возможности привлекать инвестиции и технологии Запада в свой ВПК.

Однако по факту работу Госконцерна можно было бы назвать удовлетворительной разве что для мирного времени, а в условиях войны скорость его «раскачки» явно недостаточная.

В августе 2016 года генеральный директор «Укроборонпрома» Роман Романов заявил, что Концерн «выполнил первоочередные задачи по ремонту и восстановлению военной техники» и теперь выйдет на новый уровень обмена технологиями и «сможет производить современные образцы техники и вооружения». А основатель компании Aeroscraft Игорь Пастернак рассказал, что потенциал «Укроборонпрома» значительно превышает задействованные им мощности. Для решения этих проблем, 26 августа 2016 года госконцерн взял в советники по вопросам долгосрочного развития предприятия экс-руководителя американского Агентства передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA), Энтони Тетера.

В концерне также надеются полностью перейти на стандарты НАТО до 2020 года. Однако украинские реалии показывают, что в долгосрочные планы можно начинать верить только после их осуществления.

Новое и хорошо забытое старое

Особенностью военно-промышленного комплекса, тем более воюющей страны, является окутывающая его деятельность тайна. Поэтому о реально происходящих в ВПК процессах можно только догадываться. Периодически из-под грифа «секретно» просачиваются скандалы, свидетельствующие о «болезнях роста» украинской оборонки.

К примеру, советник президента Юрий Бирюков заявил о том, что украинский КрАЗ поставил в прошлом году для Минобороны больше половины машин с заводскими дефектами, а руководство КрАЗа обвинило того в лоббировании закупки автомобилей МАЗ для армии. Были серьезные вопросы у военнослужащих к качеству 120-мм минометов «Молот» от «Укроборонпрома». Один из таких минометов даже взорвался во время учений, однако на госпредприятии заявили, что их продукция соответствует нормам, а военные просто неправильно эксплуатировали их продукцию. Известный волонтер Павел Кащук назвал новый украинский автомат «Малюк» хламом, который пытаются навязать армии. А нардеп Дмитрий Тымчук сообщил, что Житомирский бронетанковый завод вынужденно заменил мариупольскую броню на бельгийскую, поскольку украинская сталь требовала дополнительной обработки, после которой она стоила дороже бельгийской, а дефекты по краям бронеплиты приводили к увеличению количества отходов.

Однако, несмотря на все скандалы и проблемы, работа по снабжению армии оружием идет. 22 июля 2016 года в «Укроборонпроме» сообщили, что за 2 года передали украинским силовикам 12 716 единиц вооружения и военной техники. А в 2015 году «Укроборонпром» обнародовал планы по увеличению загрузки мощностей по производству бронетехники нового поколения, в первую очередь БТР-4 и его модификаций, бронемашины «Дозор» и основного боевого танка «Оплот».

В 2016 году «Укроборонпром» сообщил, что увеличил производство техники и начал системно создавать новейшие образцы вооружения.

В июне «Укроборонпром» впервые представил на международной выставке Eurosatory во Франции украинские беспилотники.

В июле директор «Укринмаша», дочернего предприятия «Укроборонпрома», заявил, что фирма работает с Ближним Востоком и планирует совместное производство противотанкового комплекса, аналога Javelin.

В августе «Укроборонпром» сообщил о создании дистанционно управляемого минибронетранспортера "Фантом", а также показал первый отечественный тактический беспилотный комплекс "Горлица", который разрабатывается на госпредприятии "Антонов" и способен нести средства поражения. Кроме того, в этом же месяце прошли успешные испытания новых управляемых ракет отечественного производства и системы управления реактивными системами залпового огня.

Стоит отметить, что ракетостроение может стать украинским коньком, поскольку в стране есть масса уникальных специалистов-ракетчиков. После испытаний ракет в «Укроборонпроме» заявили, что те имеют замкнутый цикл производства, который базируется на мощностях ВПК, а разработкой ракеты занимались украинские специалисты. В это можно легко поверить, поскольку в том же месяце во Львове прошел чемпионат мира по ракетомодельному спорту, на котором Украина заняла первое место в командном зачете для взрослых, обойдя команду из Болгарии и США. Да и само место проведения чемпионата, и его результаты говорят о высокой «ракетной» культуре в стране.

В сентябре Украина представила на международной выставке вооружений ADEX-2016 в Азербайджане новый боевой модуль "Тайпан", установленный на бронеавтомобиль компании AZCAN (совместный проект Азербайджана и Канады). В этом же месяце «Укроборонпром» презентовал образец нового боевого модуля "Вий" для украинской разведмашины «Дозор-Б». А также сообщил, что готов передать армии три новых вертолета Ми-24ПУ1, судя по описанию, прошедших существенную модернизацию на Конотопском авиаремонтном заводе.

Народная оборонка и перспективы коммерческого ВПК

При этом значительная часть «новых» разработок «Укроборонпрома» являются результатом доработки или модернизации вооружений советских образцов. А оценить их качество может разве что специалист с допуском к Гостайне. Также стоит отметить, что пока «Укроборонпром» еще только разрабатывает беспилотники, волонтеры самостоятельно организовывают целые доморощенные фабрики, снабжая фронт средствами воздушной разведки «на вчера» (например, волонтеры гражданской инициативы «Армия SOS»). Аналогичным образом на волонтерских началах были разработаны инновационные обвесы для пулеметов ДШК, позволяющие вести прицельный пулеметный огонь на большие расстояния. Однако все эти уникальные разработки не имеют путей «официального» попадания в армию.

5 августа 2016 года секретарь СНБО Украины Александр Турчинов заявил, что кроме государственного "Укроборонпрома" к вооружению украинской армии будут активно привлекаться предприятия частного сектора.

«Это очень важно, поскольку выход на внутренние рынки вооружения и военной техники частных предприятий, с одной стороны, стимулирует конкуренцию, снижение цены, а с другой стороны, – повышение качества", – заявил он.

Турчинов подчеркнул, что приветствует выход частных предприятий ВПК на внутренний рынок Украины. Если учесть, что на 2016 год, на оборону и безопасность Украины планируется потратить 113,6 млрд грн, перспективы этого рынка существенны. Однако по факту страна не может покрыть даже ряд базовых военных потребностей. К примеру, после захвата пророссийскими боевиками Луганска, Украина лишилась единственного в стране патронного завода. В связи с этим армия испытывает большую потребность в поставках боеприпасов. В сентябре этого года положение спасла Литва, которая передала около 150 тонн «завалявшихся» у нее патронов к советским автоматам. За несколько месяцев до того, в "Укроборонпроме" заявили, что давно готовы начать строительство завода по изготовлению боеприпасов, отправили проектно-сметную документацию в Кабмин и ждут выделения средств из государственного бюджета.

Получается парадоксальная ситуация. Мощный централизованный вертикально интегрированный госконцерн не может обеспечить украинскую армию по ряду крайне важных позиций из-за жесткой зарегулированности законодательства и негибкости госструктур. Вместо развития частного бизнеса, в стране развиваются волонтерские инициативы, когда на собранные вскладчину деньги армии дарят беспилотники или другое необходимое оборудование. А украинская власть ставит оборонному комплексу задачу выйти из ТОП-10 в ТОП-5 по экспорту военной продукции, но параллельно вынуждена просить оружие у западных союзников. Остается только удивляться, как Украина в таких условиях вот уже более двух лет умудряется противостоять вооруженной агрессии.

Александр КОМАРОВСКИЙ,

специально для «Главное»



Полная версия
© 2007-2026 Главное в Украине