Об этом пишет Guardian. Это вызвало широкое общественное негодование и уголовное расследование.
Прокуроры, врачи и руководители детских домов показали, как истощенные молодые люди томятся в детдомах в течение многих лет. Некоторые подростки весили всего лишь 15 кг, а один 20-летний – 11,5 кг.
Власти начали расследование того, как дети оказались в такой угрожающей жизни ситуации. Прокуроры говорят, что дети стали жертвами пренебрежительного обращения и недоедания, и что несколько директоров детских домов были уволены.
В интернатах тем временем возражают, утверждая, что физическая «хрупкость», является следствием психологических проблем.
«Эти дети никогда не ходили. Они постоянно находятся в постели. Они не имеют мышц,- сказала директор приюта «Червень», Элла Борисова. — Их ноги покрыты лишь кожей. Такой ребенок никогда не будет стоять, и ходить с или без энтерального [лечебного] питания. Таким образом, главное, что этот ребенок чистый, сухой, накормлен и вовремя получает медицинскую помощь».
Скандал разразился, когда педиатр одного из пострадавших учреждений пригласил журналистов на благотворительный футбольный матч, чтобы собрать деньги на специальное питание для детей-сирот. «Энтеральная» еда – это питание, предназначенное для пациентов с пониженной массой тела, которое часто вводят через трубку непосредственно в желудок.
Фотографии «истощенных» детей одного из детских домов Минска, опубликованных в интернете — журнале IMENA — шокировали людей. В журнале рассказали, что одна 20-летняя женщина весила 11.5 кг — нормальный вес 2-3-летнего ребенка.
Читатели сравнивали эти изображения с фотографиями жертв нацизма военного времени. «Как будто вы находитесь в Бухенвальде», — гласил один комментарий. «Как это может быть, что в центре Европы в 21 веке нет надлежащего питания для больных детей?», — спрашивал другой читатель.
Ответов, похоже, нет. Некоторые детские дома заявили, что дети похудели от обычной пищи, так как энтеральная еда очень дорогая и не финансируется государством. Другие интернаты заявили, что даже при энтеральном питании дети не имели бы нормального телосложения.
Заместитель директора другого приюта, Марина Федоренчик, сказал: «Эти дети будут находится в интернате до конца своей жизни. Большинство из них поступили на усыновление при рождении. Все они обладают врожденной умственной неполноценностью в сочетании с тяжелой формой церебрального паралича или других врожденных патологий».
В тех случаях, когда детские дома получали специальное питание для своих детей, улучшения были заметны. Но педиатр назначал специальное питание формально, так как учреждения не могли его купить за государственные деньги.
Это стало возможным лишь после детального медицинского обследования детей. Тем не менее, больницы, ответственные за это, не обращали должного внимания на детей, которые, на их взгляд, не имели будущего, сказали чиновники. Бюрократические тупики не помогли ситуации.
Местные врачи не смогли привлечь внимание властей и государственных чиновников. Алексей Момот, педиатр в одном из детских домов Минска, пытался собрать деньги для специального питания через посты на Facebook. «Мы пытались организовать фестиваль, но никто не пришел», — сказал он.
Прокуратура сообщила местным СМИ: «Основное нарушение закона состояло в том, что дети были лишены необходимого лечебного питания не только в Минском детском доме, но и в других детских домах». Два директора детских домов были уволены, а третий получил выговор.
Один директор детского дома, Вячеслав Климович, списал все на психологическое состояние самих детей. «Причина, почему они не растолстели, заключается не в недостаточности питания, а в их психике».
Павел Бурыкин, педиатр, сказал, что нужно менять отношение к таким детям. «Мы можем помочь любому ребенку, если наша главная цель состоит в том, чтобы улучшить качество жизни», — сказал он.
Анна Горчакова, директор детского хосписа, считает, что скандал возник не только из-за плохого управления, но и из-за общественного отношения к тяжелобольным детям. «Их кормят, ухаживают за ними, но их рассматривают, как растения», — сказала она.