Пока Россия финансирует сепаратистов на востоке, лучшее, что могут сделать украинские власти – это обеспечить максимально возможную безопасность и процветание для украинских граждан, пишет на портале НВ американский журналист, бывший военный, служивший в Афганистане Адриан Боненбергер.
Война Украины против сепаратизма на востоке и российской оккупации Крыма длится уже четвертый год, и многие начинают терять надежду на то, что Киев сможет вернуть потерянные территории. Пока политики и военные пытаются распутать украинский гордиев узел, приведу несколько внутренних реформ, способных сделать страну более привлекательной для туристов и защитить ее от посягательств соседей.
Отмена виз для граждан стран с развитой экономикой
Следует минимизировать или вовсе отменить визовые требования для представителей стран, откуда Украина хотела бы привлекать инвестиции. Это, конечно, снизит государственные доходы от налогов и сборов, связанных с выдачей виз, но также станет огромным подарком для украинского бизнеса и туризма.
Легализация марихуаны
Потеря Крыма и нестабильность военного времени сделали Украину непривлекательным направлением для туристов. Один из простейших способов заразить энтузиазмом западных туристов – это легализация выращивания, продажи и употребления марихуаны. Независимо от того, вредит марихуана здоровью или нет (существуют убедительные научные доказательства в пользу обеих теорий), это, конечно, не вреднее, чем злоупотребление алкоголем. Фактически, марихуана отличается от алкоголя лишь тем, что гораздо реже приводит к насилию и преступлениям.
Консервативные политики и общественные деятели могут быть обеспокоены влиянием марихуаны как «легкого наркотика» на начало употребления более тяжелых веществ, но никто никогда не устанавливал причинно-следственную связь между употреблением марихуаны и переходом на тяжелые наркотики, такие как героин, крэк или метамфетамин. Украинцы, как правило, не особо употребляют марихуану, более того, существует целый ряд культурных предубеждений против ее употребления. По сравнению с европейскими странами, популярность марихуаны в Украине очень низка. Почему бы тогда не разрешить употреблять ее легально тем немногим, кому она по душе? И почему бы не использовать непопулярность марихуаны как преимущество, и не продавать ее приезжим иностранцам?
Легализация марихуаны станет мощным стимулом для богатых западноевропейцев и американцев совершать поездки в Украину для отдыха. Кроме того, это даст возможность украинским фермерам, часто живущим в нищете, выращивать ценный товар, который пользуется огромным спросом, укрепляя и без того мощный сельскохозяйственный сектор Украины. Короче говоря, это компенсировало бы потерю доходов от туризма в Крыму и поощрило бы жителей западных стран посетить Украину и проникнуться ее культурой.
Страны, у которых есть явные проблемы с оборотом наркотиков и жителями, которые злоупотребляют ими, как правило, используют неэффективные механизмы контроля и стремятся к полному искоренению наркозависимости у населения. Самый убедительный аргумент против такой политики заключается не в том, что начало «войны с наркотиками» – бесполезная трата денег; в конечном итоге такие действия приносят гораздо больше страданий и горя, чем пользы.
Не лучше ли позволить взрослому гражданину заниматься самолечением по своему усмотрению? Разве они не взрослые люди, способные принимать собственные решения, а не малые дети? Это так и есть.
Защита серверов IT-компаний от конфискации
Если Украина cможет гарантировать безопасность серверов IT-компаний – это станет огромным шагом вперед. Властям следует удерживать себя от дразнящего, но неприемлемого соблазна захвата серверов IT-компаний, позволяя вместо этого устанавливать правовые стандарты политикам или бизнесу. СБУ должно быть проинструктировано о праве изымания серверов компаний лишь в случаях чрезвычайных происшествий национального масштаба. А, возможно, даже в таких ситуациях этого нельзя делать. В войне за позиционирование в Интернете двумя ключевыми ресурсами являются пространство на сервере и доступ к памяти.
За них ведутся масштабные интеллектуальные и военно-технические войны. Умная страна будет обеспечивать максимальную защиту цифровым данным, а частые и, по-видимому, произвольные конфискации серверов в Украине, убеждают в минимальном контроле над международными серверами, в отличие от таких стран как США и Россия. В данном случае Украина не просто упускает возможность, она может создать себе новые проблемы, которые приведут к дополнительным потерям и затратам в будущем.
Вложение средств в ветеранов АТО
Нужно стараться поощрять инновации и проекты ветеранов АТО. Война на востоке Украины стала настоящей гуманитарной и экономической катастрофой. Три года ушло лишь на то, чтобы оправиться от первоначального шока. На реальное исцеление уйдет гораздо больше времени. Кроме того, Украине потребуется существенная реструктуризация экономики, ведь Россию больше нельзя рассматривать как рынок сбыта новых товаров либо как поставщика сырья для промышленности.
Другими словами, старые способы ведения бизнеса отмирают. К счастью, опыт Украины в нынешней войне может стать настоящей золотой жилой для бизнеса и общества, если его правильно монетизировать. Некоторые из лучших инженеров и исследователей Украины видели войну собственными глазами и способны разрабатывать оружие для сдерживания России. В отличие от оружия, созданного для борьбы с ИГ или талибами, вооружение, разработанное и испытанное в войне Украины с Россией, должно иметь огромный рынок сбыта. Это все страны, которым грозит российская агрессия. То есть каждое государство-сосед России. Это касается даже таких стран как США.
Владение оружием должно стать обязательным для резервистов
Нужно поощрять ответственное владение оружием, используя швейцарскую модель. Все военнослужащие, достойно переведенные в резерв, должны получить служебное оружие и предоставить гарантии его содержания. Им должна оказываться помощь по надлежащему хранению оружия (боксы с защитой от детей и/или сейфы, установленные в доме) и техническому обслуживанию (смазочные материалы и моющие средства). Благодаря поддержке украинской промышленности и существенным скидкам, покупка оружия должна стать по карману каждому украинцу. Кроме того, резервисты должны проходить недельный или двухнедельный ежегодный сбор на уровне бригады/полка для стрельб и обрабатывания тактических маневров.
Эта реформа обеспечит сразу два преимущества, правда, за определенную цену. Непосредственный экономический эффект позитивно скажется на сталелитейной промышленности, поскольку нужно будет создать по меньшей мере миллион оружейных сейфов. Это также простимулирует украинских производителей сейфов и стрелкового оружия. В долгосрочной перспективе, общество, готовое к моментальной мобилизации для реагирования на военное вторжение, вероятно, является единственным способом для Украины сопротивляться военному вторжению со стороны враждебных соседних государств. Разумеется, минусом такой реформы станет рост числа жертв от огнестрельного оружия. Но с этим можно бороться, ограничив доступ к боеприпасам и контролируя их производство и хранение.
Вывод
Руководство Украины мало чего добьется попыткой военного урегулирования нынешнего конфликта, а дипломатия требует времени.
Пока Россия финансирует сепаратистов на востоке и занимает Крым, лучшее, что могут сделать власти Украины – это обеспечить максимально возможную безопасность и процветание для украинских граждан и предприятий, распространяя по всему миру информацию о ситуации в Украине. Все вышеупомянутые предложения помогут достичь этой цели без единого выстрела. В конце концов, территории, которые Киев не может вернуть себе силой, в итоге сами попросятся назад.