Мнение: иностранные легионы Украины

21 июня 2017 10:22

Воюющая за независимость Украина стала точкой сборки для противников путинского режима из разных стран, в том числе и из России. Украинские власти юридически оформили этот факт в ноябре 2015 года, когда вступил в силу закон, позволяющий иностранцам служить в Вооруженных силах Украины. Однако Киев почти не использовал возможности, открывшиеся в связи с притоком иностранцев.

Кремль добровольцы-иностранцы беспокоят намного больше, чем они показывают. Российские спецслужбы ведут системную работу по атомизации общества и уничтожению оппозиционных структур на территории РФ. Для этого их лидеров садят в тюрьмы, ведут против них информационные кампании, дискредитируют или даже физически уничтожают, как это было в случае Бориса Немцова. Оппозиционные силы и властные структуры наводняют провокаторами или агентами спецслужб, чтобы подрывать доверие людей друг к другу. Это лишает россиян возможности действовать сообща или противодействовать власти, что ослабляет государственность и конкурентоспособность РФ в целом. Зато политический горизонт в стране зачищен под корень, власти ничего не угрожает, а народ не видит альтернативы президенту Владимиру Путину.

В Украине и других постсоветских странах российские спецслужбы ведут аналогичную игру. Однако тут их инструментарий сильно ограничен, поэтому им можно и нужно успешно противодействовать.

По сути, Россия воюет на территории Украины не только с украинским государством. Здесь продолжаются войны, которые в РФ вели до этого и думали, что уже давно победили. Благодаря агрессивной политике РФ, украинская армия имеет в своем составе не один добровольческий «иностранный легион».

Эхо чеченской войны

В августе 2014 года был создан международный миротворческий батальон добровольцев имени Джохара Дудаева, в состав которого вошли чеченские военные. Его командующий, проживающий в Дании бригадный генерал вооруженных сил Ичкерии Иса Мунаев, обратился к США и «странам демократического мира с просьбой оказать всестороннюю военную помощь украинскому народу, ставшего жертвой российской военной агрессии».

«Как представитель чеченского народа, вот уже 20 лет противостоящего российским оккупантам и по своему большому военному опыту знающего варварскую суть российского государства. Я призываю мировое сообщество дать жесткую политическую и юридическую оценку российскому военному вторжению в Украину, и признать национально-освободительную борьбу народов Северного Кавказа против России справедливой, в соответствии норм и принципов международного права», - заявил он.

В состав подразделения кроме чеченцев входили татары, азербайджанцы, дагестанцы, ингуши и украинцы, а сам Мунаев отмечал, что в подразделение принимают всех, независимо от пола, национальности и вероисповедания.

Мунаев погиб в 1 февраля 2015 года в боях за Дебальцево, после чего командование батальоном принял майор вооруженных сил Республики Ичкерия Адам Осмаев.

В апреле 2015 года бойцы батальона направили открытое обращение главе МВД Арсену Авакову с просьбой зачислить их отдельной ротой в состав ведомственного батальона «Золотые ворота».

Пресс-офицер батальона Амина Окуева, которая официально легализировалась в МВД и имела звание лейтенанта, заявила, что «документы и личный состав готов, люди прошли спецпроверки и с нетерпением ждут того момента, когда они смогут оказаться на передовой».

Тогда речь шла о легализации хотя бы граждан Украины, но отмечалось, что в дальнейшем следует решать и проблему с иностранцами, которые воюют в составе батальона, но не могут получить гражданство Украины, чтобы официально служить в силовых структурах.

Окуева пожаловалась, что власти неохотно предоставляют гражданство Украины добровольцам-иностранцам, а такие случаи можно пересчитать «буквально на пальцах одной руки». В итоге добровольцы входили в силовые структуры персонально, и сейчас батальон имени Дудаева является скорее неформальным объединением.

Также в Дании был сформирован международный миротворческий батальон имени Шейха Мансура, состоящий преимущественно из чеченцев. Батальон принимал участие в боях за Широкино но информация про его легализацию отсутствует.

Грузинский легион

Российская агрессия в Грузии тоже получила свой отклик в Украине. Первыми иностранцами, которые официально вошли в состав Вооруженных сил Украины, в феврале 2016 года стали бойцы «Грузинского национального легиона». Они служат в составе 25-го мотопехотного батальона «Киевская Русь».

В «Грузинский национальный легион» входят бывшие военные, большей частью – ветераны абхазской войны. Командир легиона Мамука Мамулашвили в январе 2015 года отмечал, что он и его товарищи сражаются также и за свободу Грузии: «Если России удастся, грубо говоря, поставить Украину на колени сегодня, ничего ей не будет стоить поставить на колени Грузию».

Мамулашвили заявил, что после войны бойцы легиона собираются вернуться в Грузию.

«Мой отец – генерал. Он знает, чем я занимаюсь. Мы с ним воевали за Грузию против России, вместе были в плену, где я познал на себе все методы ФСБ. Отец тоже очень хотел бы приехать в Украину, но здоровье не позволяет» - рассказал Мамулашвили в одном из интервью.

В зоне АТО уже погибли несколько грузинских военных. В частности, 11 мая 2017 года на Донбассе вблизи Новолуганского был убит офицер запаса Давид Сихарулидзе. До 2015 года он служил майором в грузинской армии, но уволился, переехал в Украину и пошел служить в «Айдар». Сихарулидзе в 1992−1993 годах сражался за независимость Грузии. Он закончил Военную академию Грузии и Военное училище бундесвера в Германии.

В настоящее время Украину защищают несколько сотен грузин. При этом в Грузинском легионе отмечают, что «вопреки торжественно данному обещанию президента, никто из них так и не получил украинского гражданства. Но они все равно продолжают сражаться и погибать за Украину так же, как в свое время 34 украинца сложили головы в Абхазии».

Украина не Франция

На стороне Украины воюют белорусы, россияне и выходцы из других государств. Но украинские власти неохотно предоставляют им гражданство страны, за которую те воюют.

В Украине нет своего аналога французского иностранного легиона, хотя давно пора системно решить проблему с иностранными добровольцами. Если украинские добровольцы успешно интегрировались в силовые структуры страны, то с иностранными гражданами эти вопросы приходится каждый раз решать в ручном режиме, зачастую после шума в СМИ или общественного резонанса.

В декабре 2015 года воюющие в «Азове» россияне заявили об отказе в предоставлении им украинского гражданства, несмотря на личные рекомендации министра внутренних дел. По их словам, администрация президента отказала в гражданстве 22 бойцам полка «Азов».

Гражданин Беларуси, который воевал в зоне АТО в составе батальона «Донбасс» не смог получить обещанного украинского гражданства. В августе 2016 года он нелегально перешел польскую границу, обратился с просьбой об убежище и в феврале 2017 года получил статус беженца в Польше. В случае возвращения в Беларусь ему грозило уголовное дело по статье «наемничество».

Естественно, есть и много примеров, когда Украина давала гражданство или даже награждала отличившихся в боях иностранцев. Однако до Франции, где в 11 полках иностранного легиона служит около 7,5 тысяч человек из 136 стран, Украине еще очень далеко.

После трех лет службы французские легионеры имеют право запросить французское гражданство. А в 1999 году Сенат единогласно принял закон, согласно которому легионер, получивший ранение во время боевых действий, имеет право на получение французского гражданства независимо от срока службы. Почему парламентарии не воюющей Франции смогли решить этот вопрос, а в воюющей Украине гражданство воюющим иностранцам предоставляется указом президента?

Рука Кремля

Украина в рамках гибридной войны должна помогать формированию антипутинских структур на пост-советском пространстве, которые со временем могли бы дать альтернативу нынешней власти Кремля. Российские спецслужбы относятся к иностранным добровольцам в Украине гораздо серьезней, чем Киев, видя в них реальную опасность.

Чеченец Осмаев сообщал, что агенты ФСБ пытались внедриться в батальон имени Дудаева, «но были вовремя выявлены». 1 июня 2017 года в Киеве произошло покушение на Осмаева и Окуеву. Убийца, который представился французским журналистом, имел документы гражданина Украины. Однако по имеющимся данным нападение совершил чеченский киллер из Санкт-Петербурга Артур Денисултанов-Курмакаев по прозвищу Динго, которого некоторые связывают с главой Чечни Рамзаном Кадыровым.

19 января 2017 года Соломенский районный суд Киева арестовал на 40 суток гражданина Грузии Гию Церцвадзе, который принимал участие в АТО на востоке Украины в составе добровольческих сил по запросу РФ.

Пресс-атташе посольства Грузии в Украине Бачо Корчилава сообщил, что российская сторона возбудила «выдуманные» уголовные дела более чем на 200 грузинских спецназовцев, многие из которых воюют в Украине, и поставила их в розыск по линии Интерпола.

В случае выдачи Церцвадзе РФ «Грузинский легион» пообещал в знак протеста покинуть Украину. 26 января 2017 года грузинского добровольца выпустили из СИЗО, а украинская прокуратура после проверки информации подтвердила, что тот воевал в АТО и в войне за территориальную целостность Грузии.

В ноябре 2016 года в Киеве был похищен бывший старший лейтенант ФСБ РФ Илья Богданов, который переехал в Украину в июле 2014 года и в качестве добровольца принимал участие в АТО и в марте 2015 года получил украинское гражданство.

18 ноября 2016 года председатель СБУ сообщил, что попытка похищения и убийства Богданова была предотвращена сотрудниками спецподразделения "Альфа". До этого в 2015 году РФ завербовала еще одного киллера, который готовил покушение на россиянина.

Это говорит о том, что Россия всеми доступными методами ведет отдельную войну против иностранных граждан, выступивших на стороне Украины. А значит, украинской власти нужно этому противостоять и, как минимум, не поддерживать своими действиями государство-агрессор.

Александр Комаровский,

специально для «Главное» 



Полная версия
© 2007-2026 Главное в Украине